О проблематике диагностирования личностных расстройств с обзором по их классификации

По существующим в психиатрии и психологии определениям, личностные расстройства - это нарушение поведения и мышления, присущие индивиду в целом. При личностном расстройстве говорят, что жизнь человека непродуктивна и не удовлетворяет его, а также усложнены отношения с другими людьми. Эти состояния варьируются по степени тяжести. Очень немногие успешны и счастливы настолько, насколько им хотелось бы, однако термин «личностное расстройство» применяется только в случаях значительной выраженности нарушений, когда они вызывают серьезное беспокойство у самого человека, в его семье или общества в целом.

В широком смысле, понятие «личностное расстройство» охватывает все психические нарушения, включая нарушения адаптации, неврозы и психозы, или «психические расстройства». Более узкое определение, исключает неврозы и психозы и сводит употребление термина лишь к определенным стабильным состояниям, затрагивающим весь образ жизни человека, которые можно классифицировать иначе.

Болезненные состояния личности (личностные расстройства) представляют собой глубоко укоренившиеся и постоянные модели поведения, отличаются негибкостью реагирования на широкий диапазон различных социальных ситуаций. Дезадаптивные особенности могут также затрагивать эмоциональные, интеллектуальные, перцептивные или психодинамические проявления.

Личностные расстройства, несмотря на их широкую распространенность в популяции и нарастающее социальное значение, к сожалению, до настоящего времени не привлекли к себе достойного внимания. Ситуация не является случайной и, очевидно, связана с рядом факторов, среди которых представляется возможным выделить следующие:

- Отсутствие достаточной информированности о современном состоянии вопроса;

- Влияние старой концепции «психопатий», которая распространяется на все формы личностных расстройств;

- Недостаточная популярность психосоциальной парадигмы в клиническом мышлении («парадигма» - это понятие, включающее теорию, модели, гипотезы. В данном контексте, также методы диагностики, предупреждения и коррекции личностных расстройств);

- Недостаточное знакомство с концепцией «двойного диагноза».

Недостаточность своевременной информированности о личностных и диссоциативных расстройствах затрагивает особенности диагностики, клинические проявления, механизмы динамики и терапии.

Определенным препятствием для диагностики и многосторонней оценки личностных расстройств является жесткая привязанность к биомедицинской парадигме, в рамках которой строятся гипотезы, модели, проводится диагностирование, анализируются механизмы возникновения и развития, назначается терапия. Традиционное клиническое мышление во многих случаях приводит к настороженности использования психосоциальной (психодинамической) парадигмы, что необходимо при подходе к проблеме личностных и диссоциативных расстройств.

К настоящему времени в диагностических оценках не получила широкого применения концепция «двойного диагноза» - двух - или многослойной структуры психических нарушений. Первичная диагностика часто ограничивается выявлением симптомов, которые находятся «на поверхности», сравнительно легко выявляются в процессе интервьюирования и кратковременного наблюдения. При этом может упускаться существование психических нарушений более глубокого уровня, на основе которых произошло развитие расстройства. К таким более глубоким нарушениям относятся, в частности, личностные расстройства.

Понимание возникновения динамики личностных расстройств невозможно без анализа психосоциальных факторов, влияющих на человека, начиная с самых ранних периодов его жизни. Большое значение имеет детский период, неудовлетворенность психобиологических потребностей в это время приводит к формированию «основной недостаточности», которая препятствует развитию нормальной когезивной (спаянной) идентичности.

Одной из причин развития личностных расстройств является неадекватная стратегия воспитания. Ряд авторов обращает внимание на то, что в настоящее время во многих семьях, дошкольных и школьных учреждениях воспитание детей осуществляется по модели, заимствованной из древней педагогики. В соответствии с этой моделью, воспитание основывается по авторитарному принципу. У детей воспитывается полная подчиненность родителям, они не могут выражать свое мнение и, тем более, отстаивать его в соответствии из-за принципа «родители всегда правы», потому что они родители. «Ребенок всегда не прав, потому, что он - ребенок». У детей воспитывается низкая самооценка и чувство стыда за себя: «Я плохой / плохая, и поэтому я плохо делаю». Не приветствуется проявление ребенком положительных эмоций, поскольку это рассматривается как признак эгоизма. Подобный стиль воспитания способствует развитию комплексов зависимости, депрессивных состояний. Негативное влияние оказывает пренебрежительное воспитание, когда ребенок не получает соответствующего его психологическим потребностям количества положительных эмоциональных стимулов со стороны людей, которые заботятся о нем, в первую очередь от матери.

Чрезвычайно серьезными могут быть последствия физической, психологической, сексуальной травматизации ребенка, что в ряде случаев приводит к раннему развитию посттравматического стрессового расстройства.

Проблема личностных расстройств в современной психиатрии тесно связана «двойным диагнозом», это обусловлено фактом возникновения на основе личностных расстройств, в частности, кратковременных, относительно обратимых психических нарушений. К числу последних относятся фобии, генерализованное тревожное расстройство, депрессия, аддиктивные расстройства в химических и нехимических вариантах и др.. В практике, в течение длительного времени могут диагностироваться только эти «поверхностные» психические нарушения, а наличие личностного расстройства не обнаруживается.

Одним из возможных компонентов двойного диагноза при личностных расстройствах является посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), возникающее как следствие тяжелой психической травмы. Особенности его течения, как и вероятность развития, во многом зависят от личностных характеристик человека. Например, ПТСР у лиц с личностным расстройством с кластера «А» отличается по своим клиническим проявлениям и течению от ПТСР у лиц с личностными расстройствами кластера «С». Более того, возникновение ПТСР бывает часто обусловлено не только тяжелой психической травмой во взрослом возрасте, но и психическими травмами в предыдущие периоды жизни (детство, подростковый период). Эти ранние психические травмы обычно не проявляются, в связи с их диссоциацией. К ним относятся, прежде всего, хроническое избиение ребенка, сексуальное насилие, постоянные унижения, издевательства. Изолированный диагноз ПТСР как результат какой-то единственной тяжелой психической травмы в подобных случаях недостаточен и приводит к неполноценной терапии.

В настоящее время приходится сталкиваться, также, с более сложными структурами психических нарушений, когда на фоне личностных расстройств развиваются эмоциональные расстройства (депрессии, тревожные состояния), которые, в свою очередь, провоцируют злоупотребление различными веществами, изменяющими психические состояния.

Обзор по классификации личностных расстройств

В отечественной клинической психологии, по-прежнему доминирует классификация, предложенная еще П. Б. Ганнушкиным в 1933 г. и развитая А. Е. Личко в 1977 г. В классификации А. Е. Личко базовыми критериями являются типы поведенческих реакций (их выраженность и сочетание). Однако с 1994 г. отечественная клиническая психология официально перешла на более удобную международную классификацию, в которой в качестве критерия выступает сфера проявления психических нарушений: когнитивная, эмоциональная или волевая. Согласно ей, в клинической психологии выделяют три вида расстройств личности:

- С преобладанием нарушений мышления (шизоидные, шизотипические и параноидные личности) - эксцентричные;

- С преобладанием эмоциональных нарушений (диссоциальные / антисоциальные, эмоционально неустойчивые - импульсивный и пограничный тип, а также истерические личности) - демонстративные;

- С преобладанием волевых нарушений (ананкастное, уклоняющиеся и избегающие, зависимые лица) - тревожно-астенические.

Кроме указанных расстройств возможны так называемые смешанные («амальгамные») расстройства.

  • Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления)

Шизоидные личности. Впервые возникают в подростковом возрасте модели поведения, которые проявляются в виде отделения от социальных контактов и ограничения выражения эмоций в межличностных отношениях. Вопреки похожему звучанию слов, шизоидные расстройства личности имеют мало общего с шизофренией. Большинство людей с шизоидными чертами никогда не становятся психотическими (шизофрениками). Шизоиды - это амбивалентные конфликтные личности, в которых грубость и холодность сочетается с чувствительностью. Этим людям свойственны эмоциональная холодность, неспособность проявлять нежные чувства, а также гнев по отношению к другим людям. Однако они очень уязвимы к повседневным жизненным трудностям. Внешне «толстокожие», шизоидные личности имеют эмоционально богатый внутренний мир. Просто они испытывают выраженное нежелание иметь близкие отношения с окружающими, не испытывают радости от таких отношений. Это распространяется даже на отношения с членами семьи. Именно повышенная чувствительность и ранимость приводит к защитной аутистической реакции, замыкании в своем внутреннем мире и к сложным вспышкам ярости при нарушении их личностного пространства. Общение их утомляет, что заставляет быть холодными и равнодушными в отношениях, ограничивать свои интересы, круг деятельности. Шизоидным личностям свойственны слабая реакция и на похвалу, и на критику; незначительный интерес к сексуальным контактам (в зависимости от возраста), повышенная озабоченность фантазиями и самокопанием. У них мало близких друзей или приятелей, и они не стремятся к развитию общения с другими, страдая от изолированности, нерешительности и склонности скрывать интимные стороны своего «Я». В межличностных отношениях шизоидные личности склонны к внезапным разрывам контактов. Часто они впадают в морализаторство или фанатичную религиозность.

Шизоидное расстройство личности, видимо, берет начало в эмоциональной и когнитивной неудовлетворенности в детско-родительских отношениях с детства. Эмоциональная неудовлетворенность заключается в недостаточности позитивных эмоциональных подкреплений поведения ребенка со стороны матери. Когнитивная неудовлетворенность заключается в несогласованности когнитивного и эмоционального аспектов общения матери с ребенком, то есть неадекватной передачи вербальной и невербальной информации об отношении матери к ребенку.

Шизотипические расстройства личности. Впервые возникают в подростковом возрасте. Дискомфорт, связанный с недостаточной способностью создавать тесные взаимоотношения с окружающими, когнитивные нарушениями (аномальное мышление), искажение восприятия и эксцентричность поведения или внешнего вида. Главным признаком выступает странное поведение, которое сопровождается неадекватными или сдержанными аффектами (выглядят эмоционально холодными и отстраненными). Они плохо контактируют с другими, стремясь к социальной отгороженности. Подвержены магическому мышлению, подозрительности. Иногда возникают навязчивые размышления и нарушения восприятия (иллюзии, галлюцинации). Аномалии мышления проявляются в аморфности, избыточной метафоричности и детализации, вычурности языка. Однако разорванности мышления нет. Иногда странное поведение может сопровождаться стойкими абсессивно-фобическими или истерическими реакциями, поведенческими штампами и инертностью.

Параноидные расстройства личности. Впервые возникают в подростковом возрасте. Характерно недоверие и подозрительность к окружающим, которые сопровождаются интерпретацией действий последних как злонамеренных и направленных против этого человека. Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам; тенденция быть постоянно недовольным кем-то, отказ прощать, отношение свысока; подозрительность, тенденция искажать реальные действия других людей, интерпретируя их только как враждебные или презрительные. Параноидная личность обеспокоена сомнениями в лояльности и надежности друзей и коллег, считает, что другие угрожают ее репутации или будут использовать информацию против нее, сомневается в верности своего сексуального партнера. Она лишена чувства юмора и эмоционально ригидна. Тяжелые ситуации легко приводят к умышленной враждебности и агрессивности по отношению к партнерам. Имеет военно-щепетильное отношение к вопросам, связанным с правами человека (без учета фактической ситуации) тенденцию к переживанию своей повышенной значимости (все относит на свой счет), поиск тайного смысла в происходящем. Развитие параноидного расстройства личности, видимо, связано с жестоким обращением в детстве, слишком жесткими наказаниями и авторитарным стилем воспитания.

 

  • Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере)

Диссоциальные расстройства личности. Впервые возникают в возрасте до 15 лет, грубое несоответствие поведения доминирующим социальным нормам, игнорирование и нарушение прав окружающих. Уже в детстве у потенциально диссоциальной личности - частые побеги из дома, кражи, прогулы уроков. До 15 лет отмечается употребление психоактивных веществ и желание прекратить обучение. Кульминация расстройства наступает в возрасте поздней юности. В целом диссоциальное расстройство проявляется в бессердечном отношении к чувствам других; безответственности, пренебрежении правилами и обязанностями; неспособности поддерживать взаимоотношения при отсутствии трудностей в установлении контактов. Диссоциальная личность имеет низкую устойчивость к фрустрации и низкий порог разрядки агрессии. Она неспособна испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта (особенно - от наказания), имеет выраженную склонность обвинять окружающих или выдвигать конкретные объяснения своего антиобщественного поведения. Диссоциальная личность склонна ко лжи, которая проявляется в частых повторных обманах окружающих, стремлении извлечь из лжи личную выгоду или удовольствие. У таких людей нередко встречается безрассудное игнорирование личной безопасности и безопасности других людей, повышается риск травматизации и насильственной смерти, а также развития делинквентного (противоправного) поведения.

Диссоциальные личности - эмоционально неразвитые: у них не хватает готовности к сопереживанию, сочувствию, благодарности. Из-за этого они склонны к садизму и насилию (однако, не всегда, достигают уголовного уровня).

Развитие диссоциального расстройства личности связано с ранней потерей родителей, недостатком заботы и внимания матери, антиобщественным поведением отца, непоследовательными (противоречивыми) отношениями между родителями, недостаточными эмоциональными связями между родителями и ребенком. Эмоционально неустойчивые расстройства личности заключаются в ярко выраженной тенденции действовать импульсивно, без учета последствий. Характерной чертой является неустойчивость настроения (легкость возникновения гнева) и повышенная возбудимость, легко провоцируют у людей поведенческие взрывы и агрессию, в тех случаях, когда окружающие проявляют свое неодобрение, чрезмерной спонтанности поведения эмоционально неустойчивых лиц или противодействуют им. Последствия своего поведения, такие лица обычно не могут предсказать, поэтому действуют импульсивно, в соответствии только с изменчивостью настроения, без учета ситуации социального взаимодействия. Выделяют две разновидности эмоционально неустойчивого расстройства личности (импульсивная и пограничная личность), которые объединяет общая основа: импульсивность и отсутствие самоконтроля.

Импульсивный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности проявляется в слабости контроля над поведением, вспышками агрессии и неоправданной жестокостью в ответ на осуждение окружающими. Этот тип также называется «возбуждающим (агрессивным, эксплозивным)». Эти люди склонны к аффективным взрывам, сила которых не соответствует поводу, вызвавшую данную реакцию. Аффект не сдерживается или сдерживается слабо, поэтому он быстро воплощается в наступательное агрессивное поведение, имеющее целью аффективную разрядку, после которой наступает сожаление и раскаяние. Между этими аффективными импульсами никаких других нарушений личностного функционирования не отмечается. Нередко провоцирующим фактором возбуждения для людей является алкоголь.

Развитие импульсивного типа эмоционально неустойчивого расстройства личности происходит на фоне незначительных органических повреждений мозга в раннем детстве, благодаря которым формируется повышенная готовность к аффективным приступам при неразвитости тормозных процессов. Вместе с тем эта органическая особенность актуализируется при наличии в психике неосознаваемых побудительных импульсов - вытесненных агрессивных устремлений.

Пограничный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности наряду с эмоциональной неустойчивостью включает тотальные искажения образа «Я» (личностная неопределенность, нестабильность самооценки и неуверенности в своих желаниях, вкусах, ценностях и т.д.). Содержание и направленность намерений и предпочтений (в том числе - сексуальных) пограничной личности неопределенны и часто непонятны окружающим людям, кажутся им странными. Поэтому межличностные отношения людей с пограничными расстройствами - нестабильные и напряженные: они все время колеблются между идеализацией и обесцениванием своих партнеров и не могут понять, какие чувства они на самом деле испытывают к ним. Нередко все люди делятся на тех, кому человек с пограничным расстройством личности нравится, и тех, кто ее ненавидит. Тем, кто, как кажется пограничной личности, положительно относится к нему, пограничная личность приписывает разнообразные идеальные качества и стремится к разнообразному общению с ними. Человек как бы балансирует на грани сохранения адекватности реальных ситуаций взаимодействия. Ему кажется, что близкие люди могут скоро разорвать с ним всякие отношения, что приводит к неистовым попыткам избежать этого неизбежного конца (мнимого или реального). Неустойчивость межличностных отношений приводит к эмоциональным кризисам, выраженным колебаниям настроения (например, человек эпизодически впадает в глубокое уныние, озлобленность, гневливость или начинает испытывать сильную тревогу о своем будущем), постоянное чувство опустошенности жизни. Эмоциональная нестабильность может проявляться в импульсивных потенциально разрушительных действиях (в том числе - постоянном желании участия в драках, угрозы покончить с собой), навязчивых желаниях и зависимостях (например, бездумная трата денег, бесконечная и бесцельная смена сексуальных партнеров, пренебрежение правилами, переедание, злоупотребление психоактивными веществами и т. д.).

Развитие пограничного расстройства личности связано с органическими нарушениями, обусловленными повреждением головного мозга в перинатальном периоде, травмами или заболеваниями головного мозга, вызывающие нарушения работы лобных долей. Эти органические поражения актуализируются в условиях отсутствия родительской заботы в детстве, сложных семейных отношениях, а также под действием ситуаций физического или сексуального насилия (особенно в детстве).

Истерические расстройства личности. Впервые возникают в подростковом возрасте в виде чрезмерной эмоциональности и стремления привлекать к себе внимание. При истерическом расстройстве, человек вместо настоящих переживаний стремится демонстрировать «художественно более выраженные», театральные эмоции. Он подвержен самодраматизации и драматизации событий. Истерическая личность испытывает сильный эмоциональный дискомфорт в ситуациях, когда на нее не обращают внимания. Ее отношения с окружающими часто полны неуместными проявлениями сексуальности (во внешности или в поведении). Такой человек чрезмерно озабочен своей физической привлекательностью, склонен трактовать возникающие отношения как более интимные, чем это есть на самом деле. Речь истерической личности чрезвычайно выразительна, но неточна. Такой человек обладает повышенной внушаемостью и подвергается влиянию окружающих. Эмоции лабильны и поверхностны, а сама личность стремится к постоянному эмоциональному возбуждению, у нее есть своеобразная жажда переживаний и жажда контактов, которые могут их дать. Поэтому истерические личности легко и быстро завязывают поверхностные знакомства, склонны приспосабливаться к мнению окружающих и манипулировать ими в своих целях. Из-за выраженной манипулятивности общения и недоверчивости им сложно устанавливать глубокие и прочные связи. При этом потребность в контактах - чрезвычайная. Истерическая личность никогда не отступает, пока не добьется внимания к себе. Она склонна навязываться, бороться за дружбу, даже если дружеские отношения и не устанавливаются или не удовлетворяют ее. Выраженное стремление к установлению контактов и слабая коммуникативная способность, связаны с повышенной обидчивостью и дают повод к развитию конфликтных межличностных отношений.

Истерической личности сложно установить счастливые семейные отношения, потому что она стремится к полному подчинению партнера. Вместе с тем истерические расстройства способствуют ранним и поспешным бракам, которые оказываются недолговечными. Впрочем, повторные браки по характеру отношений не отличаются от первого.

Следует различать истерическое расстройство личности от истерических конверсионных реакций, в которых преобладают соматические, а не эмоциональные нарушения. Конверсионные истерические реакции могут встречаться у любого человека, не обладающего истерическим расстройством.

Основа для развития истерического расстройства закладывается в возрасте примерно между четырьмя и шестью годами, когда ребенок сталкивается с несовпадением желаний и возможностей. Провоцирующим фактором развития истерического расстройства личности становится воспитание ребенка по типу «кумир семьи» (гиперопека), когда родители балуют ребенка, оставляют его наедине со стойкими желаниями, направленными только на свои собственные потребности без учета реальных возможностей. С возрастом истерические формы поведения ослабевают, уступая место ипохондрическим страхам и депрессиям.

 

  • Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы)

Ананкастные расстройства личности. Возникают в подростковом возрасте. Чрезмерная озабоченность порядком, стремление к совершенству, организованности и контролю (озабоченность обязательным соблюдением правил, порядка, графика). У ананкастной личности есть склонность к формированию навязчивого желания проявлять сверхточность и перфекционизм, быть чрезмерно добросовестным в межличностных связях и отношениях. Человек настолько оказывается связанным работой, что исключает возможность отдыха и дружеского общения (даже если его финансовое положение позволяет отдыхать). Стремление к перфекционизму мешает таким людям успешно завершать поставленные задачи: они никак не могут остановиться, считая, что сделали не все возможное, чтобы задача была решена как можно лучше, все время сомневаются в правильности и совершенстве уже принятого решения. Со склонностью к перфекционизму у них связана повышенная педантичность и приверженность социальным нормам, упрямство и негибкость мышления (один раз установленное правило они меняют с большим трудом). К другим они проявляют настойчивые требования, чтобы и они все делали точно так же, как и ананкаста, не желая предоставлять им свободу действий в выполнении заданий.

При ананкастном расстройстве личности человеку очень сложно избавляться от ненужных вещей, даже если они не связаны с приятными воспоминаниями. Они сохраняют их просто потому, что опасаются нарушения установленного порядка. Такое же отношение человек проявляет к деньгам (примером ананкастной личности может быть такой литературный пример - скупой рыцарь, чахнет над сундуком с золотом).

Нередко, человека с ананкастным расстройством очень ценят за надежность, но сами они являются рабами своей чрезмерной совестливости, скорее вступая в психологический конфликт с собой, чем с окружающими. Характеристика ананкастной личности напоминает описанный Фрейдом анальный характер. На самом деле организованность, порядок и правила призваны освободить деятельность человека от решения банальных вопросов повседневной жизни, высвобождая время для решения серьезных проблем. Провоцирующим фактором здесь выступает такой стиль детско-родительских отношений, при которых к ребенку предъявляются завышенные требования и применяются жесткие санкции за несоблюдение установленных правил.

Расстройства личности, уклоняется и избегает. Впервые проявляется в подростковом возрасте в стремлении ограничить социальные контакты, ощущение своей неполноценности и сверхчувствительности к негативным оценкам и критике со стороны окружающих. Такая личность испытывает постоянное общее чувство напряженности, тяжелые предчувствия, вызванные представлениями о своей социальной несостоятельности, личностную непривлекательность, униженность по отношению к другим. Такой человек не желает вступать ни в какие взаимоотношения, без гарантии понравиться, из-за страха перед упреками или насмешками со стороны партнеров. Гипертрофированное чувство собственной неполноценности заставляет личность подавлять эмоции, возникающие в межличностных отношениях, особенно при общении с малознакомыми людьми. Страх критики и отвержения заставляет ее уклоняться от социальной или профессиональной деятельности, связанной с межличностными контактами и общением. Опасения оказаться в затруднительном положении заставляют личность отказываться от интересных предложений о новом виде деятельности, особенно связанного с ответственностью. Все это приводит к формированию ограниченного жизненного уклада.

Такие личности не проявляют настойчивости, скрывают свою злость, которую носят в себе долго и трудно. Негативные переживания НЕ вытесняются, а сохраняются, не проявляясь внешне. Поэтому они подвержены застреванию на аффекте. При значительном застое аффекта у них случаются внезапные и сильные взрывы поведения. Эти люди вообще коммуникабельны, но пассивны в общении. Очень долго выбирают себе партнеров. Профессию часто выбирают по принципу компенсации чувства неполноценности. Литературным примером такой личности может служить «гадкий утенок».

Провоцирующим фактором развития такого расстройства является воспитание в неполной семье, когда одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка или заменить отца (ребенок в этом случае выполняет символическую роль мужа). Одинокая мать пытается привязать к себе ребенка, чрезмерно предохраняет его и максимально разгружает от повседневных забот, ожидая от ребенка соответствующего идеального поведения, добросовестности, честолюбия и успехов, не обращая внимания на внутренние потребности самого ребенка. Если же ребенок начинает проявлять себя, то такое поведение встречает резкое осуждение со стороны родителей. При таком воспитании личность, с одной стороны, становится уязвимой, мягкой и нежной, а с другой - напыщенной. Это и определяет ее зависимость от внешних оценок.

Расстройства личности - зависимые лица. Представляет собой впервые возникающую в подростковом возрасте глубокую и чрезмерную потребность в заботе со стороны окружающих, в результате которой, возникает покорное и зависимое поведение, страх перед разлукой. Это расстройство характеризуется стремлением человека переложить на других людей большую часть важных решений в своей жизни. Такой личности трудно сделать выбор для решения даже повседневных вопросов без помощи, подбадривания или убеждения со стороны. Она боится самостоятельности и одиночества одновременно. Боязнь самостоятельности связана не с отсутствием мотивации или энергии действовать, а с тотальной неуверенностью в своих силах. С этой же неуверенностью связан и страх одиночества: человек боится, что не сможет позаботиться о самом себе и, будучи один, оказаться беспомощным. Поэтому зависимая личность судорожно цепляется за людей, подчиняет свои потребности и желания, потребности и желания окружающих и не хочет выдвигать даже разумные требования людям, которые с ней общаются. Партнерские отношения зависимая личность рассматривает как источник абсолютной поддержки и заботы о себе. Поэтому она испытывает страх быть брошенной человеком, с которым имеется тесная межличностная связь, и в случае потери близких отношений немедленно пытается найти нового близкого человека, на которого можно было бы переложить ответственность за свою жизнь. Условия возникновения этого расстройства мало известны. Предрасполагающими факторами можно считать чрезмерную родительскую заботу или ее полное отсутствие (через физическую потерю родителей или их невнимательного, безразличного отношения к своему ребенку), а также наличие в детстве тревожного расстройства, вызванного разлукой. Чрезмерная забота блокирует развитие инициативности и активности во взаимоотношениях с окружающими и формирует «изученную беспомощность». Отсутствие родительской заботы формирует тотальную неуверенность в себе и стремление во что бы то ни стало, получить признание других людей, от которых можно получить необходимую помощь и поддержку.

 

Итак, расстройство личности - это состояние, характеризующееся дисгармоничностью психического состояния и представляет собой постоянное, часто врожденное свойство человека, сохраняющееся на всю жизнь.

Личностные расстройства (расстройства личности) могут изменяться по своей выраженности в течение жизни, и в отличие от невротических расстройств не воспринимаются самим человеком как чуждые. О расстройстве личности говорят тогда, когда болезненные изменения выражены настолько, что начинают мешать полноценной адаптации в обществе.

Не существует единой причины личностных расстройств, а причины каждого конкретного случая часто остаются нераскрытыми. Раннее появление и неизменный характер этих расстройств часто расцениваются как подтверждение их конституциональной или врожденной природы.

Теории личностных расстройств, ищут их причины в процессах развития или обучения, считая решающим фактором неблагополучное детство.

Психотерапия часто помогает при личностных расстройствах, когда человек сам чувствует дискомфорт и активно ищет помощи. Социопаты хуже поддаются лечению, но есть ряд удачных случаев длительной психотерапии, когда пациенты сами стремились к ней.

Предупреждение дает больше надежд, чем лечение.

 

Автор: Надежда Козулина, психолог - психотерапевт